А ВООБЩЕ ЛЕГКО ЛИ ЭТО? Это всегда индивидуально. Точно так же, как кому то удается запросто научиться кататься на велосипеде, или, скажем, сноуборде. А кто-то добивается своей цели путем многочисленных проб и падений. Скорее всего, если в целом вы «дружите» с транспортными средствами, то для вас освоение мотоцикла не станет утомительным сложным процессом.
Прежде всего, вам необходимо правильно настроиться. Мотоцикл – средство передвижения повышенной опасности. Поскользнуться и потерять управление на двух колесах гораздо проще, чем на четырех, поэтому будьте терпеливы, осторожны и постигайте новую «науку» последовательно, без спешки.
Урок 1. Знакомство.
Сядьте на мотоцикл и найдите положение, в котором вам будет наиболее удобно ощущать себя. Осмотритесь внимательно, изучите и запомните, какие рычаги и кнопки где расположены, для чего они необходимы.
Все ключевые элементы управления вы увидите на руле. В центре - приборная панель. Справа - рычаг, регулирующий скорость, «ручной» тормоз, который останавливает переднее колесо. *При резком торможении используется именно передний, он же «ручной» тормоз - так мотоцикл останавливается быстрее. Здесь же находится блок включения/выключения фар, рукоятка сцепления.
Если встанете слева от мотоцикла, то внизу сможете увидеть кикстартер (ножной рычаг, при резком нажатии на который производится запуск двигателя). Двигатель запускается и ключом зажигания, как у машин. Замок зажигания вы найдете на середине руля, рядом с приборной панелью.
Также слева будет находиться коробка передач. Она имеет несколько положений: нейтральное и до 12 включенных передач. В основном, переключение передач осуществляется левой ногой. Редко встречаются модели, у которых это делается поворотом рукоятки на руле или отдельным рычагом, размещенным около бензобака или на раме мотоцикла.
С правой стороны расположена педаль тормоза, которая «отвечает» за заднее колесо.
! Обязательно прочтите инструкцию к вашему мотоциклу – там всегда будет подробно описываться его строение и способ эксплуатации. Немало нюансов управления будут зависеть от специфических особенностей вашей модели.
Урок 2. Прогулка с мотоциклом.
Чтобы начать хоть какое-то движение, сначала необходимо снять мотоцикл с подставки. Для этого встаньте от него с левой стороны, возьмитесь левой рукой за руль, правой – за ручку «седла». Затем резко толкните мотоцикл вперед так, чтобы он «соскочил» с подставки и встал на колеса. В этот короткий момент постарайтесь притянуть мотоцикл на себя – в противном случае он начнет падать в противоположную сторону, только встав на колеса, и удержать его не получится.
Вам нужно попрактиковаться и в том, чтобы ставить мотоцикл обратно на подставку.
Когда вы научились без особых трудностей снимать и возвращать железного коня с подставки, приведите его в положение «на колесах» и убедитесь, что он находится на нейтральной передаче. Встаньте, опять же, слева и возьмитесь двумя руками за руль. Наклонив слегка мотоцикл на себя, поводите его (как велосипед) по кругу – по и против часовой стрелки. При этом делайте периодические остановки у каких-то заранее отмеченных пунктов, чтобы отработать владение ручным тормозом.
Такая прогулка позволит вам привыкнуть к «поведению» и габаритам мотоцикла.
Урок 3. Отработка равновесия.
Для прохождения этого урока вам понадобится найти такое место, где был бы небольшой уклон по поверхности.
Сядьте на мотоцикл, не включая его. Отталкиваясь ногами, двигайтесь вперед – вниз, под уклон. При заваливании мотоцикла в стороны, выравнивайте его положение, поворачивая руль. Если чувствуете, что набираете скорость, используйте ручной тормоз – сохраняйте одинаковый темп движения.
Затем попробуйте съезжать вниз, стоя только на одной левой подножке мотоцикла. А в конце пути пытайтесь сесть в него, «перебросив» правую ногу через седло.
Эти упражнения помогут научиться держать равновесие и чувствовать себя более уверенно в «общении» с мотоциклом.
Урок 4. Запуск двигателя.
*Следующее руководство по запуску подойдет для мотоциклов, которые заводятся «при участии» кикстартера. Возможно, что механизм завода будет отличаться от того, который подойдет в вашем случае. Для этого обратитесь к своей инструкции.
К первому запуску мотоцикл нужно подготовить – залить топливо в бак, зарядить аккумуляторную батарею, проверить исправность системы питания и зажигания, убедиться, что мотоцикл находится в режиме нейтральной передачи.
Все готово? Тогда выполняем простые движения:
Автор - Саида Курбанова